Денис Борисович Леонтьев

«Самую высокую цену в жизни мы платим за пренебрежение к своим чувствам и желаниям!»

Психоаналитик
член ЕКПП
(Вена, Австрия)

Екатеринбург, Санкт-Петербург
Телефон психоаналитика: 8-912-206-73-07, e-mail: ldb107@mail.ru, Skype: ldb1071

Техника психоанализа

Цель статьи: раскрыть области применения психоанализа, описать, как проходит процесс психоанализа и роли аналитика и анализанта в данном процессе. Рассказать основное правило психоанализа – «Свобода слова».

Изначально психоанализ развивался как метод терапии в строго медицинском значении этого слова. Фрейд открыл, что определенные расстройства, не имеющие видимой органической основы, — такие, как истерические приступы, фобии, депрессии, наркотическая зависимость, функциональные расстройства желудка, — можно излечить, путем вскрытия лежащих в их основе бессознательных факторов. Со временем подобного рода расстройства получили общее название невротических.

Спустя некоторое время — специалистам стало понятно, что невротические люди страдают не только от этих явных симптомов, но и от значительного нарушения всех их жизненных отношений. Они также увидели, что для многих людей характерны нарушения личности, которые не сопровождаются какими-либо определенными симптомами, прежде считавшимися признаками неврозов. Другими словами, постепенно становилось все более очевидным, что невротические симптомы могут и не проявляться, но не бывает так, чтобы отсутствовали личностные проблемы.

Осознание этого факта оказалось чрезвычайно конструктивным в развитии психоаналитического направления — оно не только повысило его эффективность, но и расширило его поле деятельности. Психоанализ из метода терапии невротических расстройств, постепенно превратился в метод общего развития личности. Очевидные пороки характера — такие, как навязчивая нерешительность, повторяющийся ошибочный выбор друзей или любимых, большие внутренние барьеры в работе, — стали объектами анализа. В центре интересов оказалась личность и ее оптимальное развитие, а в процессе психоанализа человек начинал развиваться в более благоприятном направлении.

Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что страдают от депрессий, фобий или подобных им нарушений, и не потому, что чувствуют, что не могут справиться с жизнью, или понимают, что что-то внутри тянет их назад или вредит их отношениям с другими, а потому что хотят, воспользоваться уникальными достижениями в области глубинной психологии, для повышения своей успешности и уверенности, независимости от внешних обстоятельств, для построения гармоничных отношений с окружающими людьми.

То, что в анализе участвуют два человека, оказывает значительное влияние на работу каждого. Функции между аналитиком и анализантом разделяются.

Перед анализантом стоят три основные задачи. Первая — выразить себя как можно полнее и откровеннее. Вторая — осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь. Третья — выработать способность гибко изменять правила определяющие его отношения с самим собой и окружающим миром, для повышения внутренней уверенности и способности к действиям.

Свобода слова - это золотое правило психоанализа. Для облегчения этого процесса анализант располагается лежа на кушетке в расслабленном состоянии и дает возможность проявиться своим мыслям, чувствам и импульсам, проговаривая при этом все, что приходит в голову. Полное самовыражение достигается с помощью свободных ассоциаций.

Психоанализ позволяет реализовать природную потребность человека быть выслушанным с уважением, без критики, обвинения и страха наказания. Свободное ассоциирование отличается от нашего привычного способа думать или говорить не только своей откровенностью, но явным отсутствием направленности. Когда мы обсуждаем какую-либо проблему, говорим о своих планах на конец недели, объясняем цену товаров покупателю, мы стараемся как можно ближе придерживаться сути вопроса. Из разнообразного потока мыслей, которые проносятся в нашем уме, мы склонны отбирать и высказывать те, которые существенны в данной ситуации. Даже когда мы разговариваем с самыми близкими друзьями, мы отбираем, что сказать, а что опустить, причем, часто не сознавая этого. Что же касается свободного ассоциирования, то это попытка выражать все, что только приходит на ум, не думая о том, куда это заведет.

Однако соблюдать золотое правило психоанализа очень сложно, так как даже у абсолютно здорового человека, свободные ассоциации могут встречать на своем пути различные преграды. Например: «стыдно говорить», «страшно вспоминать», «не помню», не важно», «ничего не приходит в голову», «не знаю». Психоанализ, разрушая данные преграды, высвобождает резервы внутренней энергии для развития личности и свободной реализации ее потенциальных возможностей.

Основная задача аналитика — помочь анализанту распознать и осознать бессознательные движущие силы его мотивации к действиям. В его работе условно можно выделить пять основных разделов: наблюдение, понимание, интерпретацию, помощь в преодолении преград, которые встают на пути свободы слова, обычную человеческую помощь.

Наблюдения аналитика представляют собой систематическое изучение бессознательных сил, которые обнаруживают себя в свободных ассоциациях анализанта. Эти ассоциации психоаналитик выслушивает очень внимательно, поскольку он хочет понять целиком структуру личности анализанта, стараясь не отбирать преждевременно какой-либо один элемент, но проявлять интерес к каждой детали.

Сновидения и фантазии также представляют огромную ценность как средства достижения понимания. Являясь относительно прямым выражением бессознательных чувств и стремлений, они могут открыть пути к пониманию, которые иначе едва ли можно увидеть.

Интерпретации психоаналитика представляют собой предположения о возможных смыслах. Они носят пробный характер, и реакции анализанта на них различны. Если интерпретация по сути верна, она может попасть в цель и вызвать ассоциации, показывающие ее дополнительные внутренние смыслы. Или же анализант может подвергнуть ее проверке, постепенно оценить и определиться по отношению к ней. Даже если интерпретация верна лишь отчасти, она может дать новое направление мыслям при условии, что анализант идет на сотрудничество. Они пытаются понять, например, верна ли данная интерпретация только в определенном контексте или же имеет универсальное значение, следует ли ее смягчить или же она правомерна только при определенных условиях. До тех пор пока преобладает такой дух сотрудничества, аналитику сравнительно легко понимать анализанта и сообщать ему свои открытия.

Настоящие трудности возникают тогда, когда, выражаясь техническим языком, у анализанта встречаются преграды для свободных ассоциаций. В такие периоды задачей психоаналитика является, во-первых, распознать преграду как таковую и, во-вторых, помочь распознать ее анализанту.

Психоаналитик — это такой же человек, и его человеческие отношения с анализантом представляются важным фактором аналитического процесса. Самим своим присутствием психоаналитик предоставляет анализанту уникальную возможность осознать свое поведение по отношению к другим людям.

В повседневном общении, где другие люди имеют массу собственных особенностей, анализант — даже если полон самых искренних намерений наблюдать за собой объективно — может возлагать ответственность за возникающие проблемы или конфликты на других. Даже если он осознает свои собственные реакции, он склонен считать, что они спровоцированы другими. В психоанализе, однако, эти затруднения в отношениях личного плана совершенно отсутствуют, причем не только потому, что аналитик ранее подвергался психоанализу, но также и потому, что жизнь аналитика не переплетена с жизнью анализанта. Эта беспристрастность помогает отделить особенности анализанта от вносящих неясность обстоятельств, которые обычно нас окружают.

Другим важным аспектом отношений с аналитиком является человеческая поддержка, которую аналитик явно или неявно оказывает анализанту. Так, сам факт, что психоаналитик желает понять анализанта, и искренне заинтересован в его личностном развитии, уже сам по себе является эмоциональной поддержкой первостепенной важности, особенно в то время, когда анализанта тревожат страхи и сомнения, когда пошатнулись его жизненные устои, подвергается ударам гордость и подорваны иллюзии. В этот момент ему как никогда нужен кто-то, кто не теряет веры в него, даже если сам он ее потерял.

Конструктивное самопознание имеет большое значение для человека. Оно дает ему возможность более полной самореализации, под которой понимается не только развитие каких-либо специфических способностей или талантов, которые у него, возможно, скрыты и никак не используются, но и, что еще более важно, развитие его потенциальных возможностей как сильного и целостного человеческого существа.

При подготовке статьи использован материал из книги Карен Хорни «Самоанализ».

Комментарии: ( 0 )

Введите сумму чисел с картинки: *


 

^ наверх ^