Денис Борисович Леонтьев

«Самую высокую цену в жизни мы платим за пренебрежение к своим чувствам и желаниям!»

Психоаналитик
член ЕКПП
(Вена, Австрия)

Екатеринбург, Санкт-Петербург
Телефон психоаналитика: 8-912-206-73-07, e-mail: ldb107@mail.ru, Skype: ldb1071

Психоанализ или самоанализ? Что выбрать?

Цель статьи: Раскрыть важность потребности самопознания. Показать, что самопознание это сложный процесс, в котором на начальном этапе обязательно требуется помощник - психоаналитик. Психоаналитик обучает анализанта самоанализу, который применяется в виде дополнительного инструментария для повышения эффективности психоанализа.

Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но и возможно. В более широком смысле это извечный вопрос: может ли человек познать себя? То, что люди всегда считали эту задачу трудной, но все же осуществимой, несомненно, вдохновляет. Вдохновение, однако, ведет нас недалеко, потому что между тем, как смотрели на эту задачу в прошлом, и тем, как на нее смотрим мы, — огромная дистанция. Мы знаем, особенно после фундаментальных открытий Фрейда, что эта задача является значительно более трудной и запутанной, чем это могли предполагать в древности, — настолько трудна, что всего лишь попытка серьезной постановки этого вопроса сравнима с путешествием в неизвестное.

В последнее время появилось огромное количество книг, имеющих цель помочь людям лучше справляться со своими проблемами и улучшить отношения с другими людьми. Некоторые из них, подобно книге Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», почти не имеют ничего общего с самопознанием; но, исходя из здравого смысла, предлагают более или менее хорошие советы, как справиться с личными и социальными проблемами. Другие, например, такие, как «На пути к открытию себя» Дэвида Сибури, несомненно, имеют целью самоанализ, при этом недостаточно полно используют психоаналитическую технику разработанную Фрейдом, и поэтому дают неэффективные рекомендации. Кроме того, они не понимают все имеющиеся трудности, что явно видно по таким заглавиям, как «Облегченный самоанализ».

Тенденция, выражаемая в книгах такого рода, также неявно присутствует в некоторых попытках изучения личности психиатрами. Все эти попытки предполагают, что самопознание – довольно легкое дело. Но это иллюзия, построенная на желании, и поэтому, безусловно, вредная. Люди, которые ступят на обещанную им легкую дорогу, либо приобретут ложное чувство самодовольства, думая, что они все о себе знают, либо разочаруются, когда столкнуться с первыми серьезными препятствиями, а может быть, даже решат оставить поиск себя, как неблагоприятную работу.

Ничего подобного не случиться, если человек знает, что самопознание – это трудный и медленный процесс, причиняющий временами боль и огорчения и требующий всю имеющуюся в распоряжении творческую энергию. Опытный психоаналитик никогда не поддастся такому оптимизму, потому что ему слишком хорошо знакома тяжелая и подчас отчаянная борьба, которую анализант может бросить еще до того, как станет способен принять правду о себе.

Конструктивное самопознание имеет большое значение для человека. Оно дает ему возможность более полной самореализации, под которой понимается не только развитие каких-либо специфических способностей или талантов, которые у него, возможно, скрыты и никак не используются, но и, что еще более важно, развитие его потенциальных возможностей как сильного и целостного человеческого существа.

Но даже если мы допустим, что существуют достаточные побудительные мотивы для самопознания, по-прежнему остается открытым вопрос, может ли самоанализ быть проделан «дилетантом», у которого нет нужных знаний, подготовки и опыта. Обычно применение принципа «все или ничего» несколько обманчиво, несмотря на кажущееся правдоподобие. Что касается данной проблемы, желательно помнить — при всем уважении к роли специализации в культурном развитии, — что чрезмерное благоговение перед специализацией может парализовать инициативу. Мы все весьма склонны верить, что только политик может разбираться в политике, только механик может починить нашу машину, только профессиональный садовник может правильно обрезать наши деревья. Разумеется, обученный человек будет действовать быстрее и эффективнее, чем необученный. Но дистанцию между обученным человеком и необученным часто преувеличивают. Вера в специализацию может легко превратиться в слепое благоговение и задушить любую попытку новой деятельности. Общие рассуждения такого типа вселяют оптимизм, и ставят вопрос «Какой метод выбрать для эффективного развития личности психоанализ или самоанализ?» в один ряд с такими вопросами как «Заниматься самообразованием или поступить в учебное заведение?» или «Заниматься самолечением или обратиться к врачу?». Но для того, чтобы прийти к верной оценке возможностей самоанализа как метода и найти на ответ, на поставленный вопрос, мы должны отчетливо представлять себе, какими средствами оснащен профессиональный психоаналитик.

Для этого сначала, обратимся к истокам зарождения психоанализа. Изначально психоанализ развивался как метод терапии в строго медицинском значении этого слова. Фрейд открыл, что определенные расстройства, не имеющие видимой органической основы, — такие, как истерические приступы, фобии, депрессии, наркотическая зависимость, функциональные расстройства желудка, — можно излечить, путем вскрытия лежащих в их основе бессознательных факторов. Со временем подобного рода расстройства получили общее название невротических. Спустя некоторое время — специалистам стало понятно, что невротические люди страдают не только от этих явных симптомов, но и от значительного нарушения всех их жизненных отношений. Они также увидели, что для многих людей характерны нарушения личности, которые не сопровождаются какими-либо определенными симптомами, прежде считавшимися признаками неврозов. Другими словами, постепенно становилось все более очевидным, что невротические симптомы могут и не проявляться, но не бывает так, чтобы отсутствовали личностные проблемы.

Осознание этого факта оказалось чрезвычайно конструктивным в развитии психоаналитического направления — оно не только повысило его эффективность, но и расширило его поле деятельности. Очевидные пороки характера — такие, как навязчивая нерешительность, повторяющийся ошибочный выбор друзей или любимых, большие внутренние барьеры в работе, — стали объектами анализа. Постепенно в центре интересов оказалась личность и ее оптимальное развитие, а в процессе психоанализа человек начинал развиваться в более благоприятном направлении.

Психоанализ из метода терапии невротических расстройств, постепенно превратился в метод общего развития личности. Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что страдают от депрессий, фобий или подобных им нарушений, и не потому, что чувствуют, что не могут справиться с жизнью, или понимают, что что-то внутри них самих тянет их назад или вредит их отношениям с другими, а потому что хотят, воспользоваться уникальными достижениями в области глубинной психологии, для повышения своей успешности и уверенности, независимости от внешних обстоятельств, для построения гармоничных отношений с окружающими людьми.

Ради объективности нужно отметить, что психоанализ является не единственным средством, способствующим личностному росту человека. Сама жизнь оказывает наиболее действенную помощь нашему развитию. Неприятности, которые жизнь обрушивает на нас, — периоды одиночества, физические болезни, необходимость покинуть свою страну — но также и радости жизни — настоящая дружба, любовь и даже простое общение с приятными и хорошими людьми, работа в коллективе единомышленников — все эти факторы способны помочь нам в полной мере реализовать наши подлинные возможности. К сожалению, помощь получаемая таким образом, имеет определенные недостатки: благоприятные обстоятельства не всегда возникают тогда, когда мы в них нуждаемся; трудности могут не только потребовать от нас активности и мужества, но и, превысив наши силы, попросту сокрушить нас. Наконец, мы можем быть слишком поглощены психологическими проблемами, чтобы использовать помощь, предоставленную самой жизнью. Поскольку психоанализ не имеет этих недостатков, он может законно занять свое место среди специфических способов служащих развитию личности.

И так вернемся к вопросу, какими средствами оснащен профессиональный психоаналитик?

Во-первых, анализ других людей требует обширных психологических знаний природы бессознательных сил, форм их проявления, причин их могущества, оказываемого ими влияния, способов их раскрытия. Во-вторых, психоанализ требует определенных навыков, которые должны развиваться путем тренировки и опыта: аналитик должен уметь вести себя с анализантом; он должен обладать высокоразвитой способностью «вчувствоваться» в анализанта, быть восприимчивым к скрытым психическим процессам, то есть приобрести «шестое чувство». Наконец, анализ других людей требует тщательного самопознания путем предварительно прохождения личного анализа у более опытного психоаналитика. Эти три требования обязательны, и поэтому следует хорошо все взвесить, прежде чем взять на себя ответственность анализировать других.

Эти требования не могут быт автоматически отнесены к самоанализу, поскольку анализ себя в определенных важных моментах отличается от анализа другого человека. Самоанализ — это попытка быть и аналитиком и анализантом одновременно. Психоаналитик обладает лучшими методами для наблюдения и более четкими позициями, с которых он может вести наблюдение и делать выводы, но сам человек имеет возможности для более широкого круга наблюдений, так как имеет доступ к собственному внутреннему миру 24 часа в сутки. Этот факт составляет важное преимущество самоанализа. Действительно, он ослабляет первое требование к профессиональному аналитику и устраняет второе: при самоанализе не нужно столь глубоких психологических знаний, как при анализе другого человека, и совсем не нужны умения выстраивать стратегию поведения, которые необходимы, когда имеешь дело с любым другим человеком. Основная трудность самоанализа связана не с этой областью, а с эмоциональными факторами, которые делают нас слепыми в отношении бессознательных сил. При самопознании самое главное осознание всей интенсивности чувств.

Психоаналитик — это такой же человек, и его человеческие отношения с анализантом представляются важным фактором аналитического процесса. Самим своим присутствием психоаналитик предоставляет анализанту уникальную возможность осознать свое поведение по отношению к другим людям. В повседневном общении, где другие люди имеют массу собственных особенностей, анализант — даже если полон самых искренних намерений наблюдать за собой объективно — может возлагать ответственность за возникающие проблемы или конфликты на других. Даже если он осознает свои собственные реакции, он склонен считать, что они спровоцированы другими. В психоанализе, однако, эти затруднения в отношениях личного плана совершенно отсутствуют, причем не только потому, что аналитик ранее подвергался психоанализу, но также и потому, что жизнь аналитика не переплетена с жизнью анализанта. Эта беспристрастность помогает отделить особенности анализанта от вносящих неясность обстоятельств, которые обычно нас окружают.

Другим важным аспектом отношений с аналитиком является человеческая поддержка, которую аналитик явно или неявно оказывает анализанту. Если иные формы оказываемой им помощи в большей или меньшей степени можно восполнить, то в самоанализе простая человеческая поддержка — по самому определению — отсутствует. В какой-то мере она неотделима от помощи интеллектуальной. Так, сам факт, что психоаналитик желает понять анализанта, и искренне заинтересован в его личностном развитии, уже сам по себе является эмоциональной поддержкой первостепенной важности. Если человек, который работает самостоятельно, может обсудить все, что открывает в себе, или если время от времени он может проверить свои открытия вместе с психоаналитиком, то в такой своей работе он будет чувствовать себя менее одиноким. Но никакие приемы не могут полностью заменить всех неявных, но бесценных преимуществ проведения самопознания в тесном сотрудничестве с другим человеком. Отсутствие такой помощи является одним из факторов, которые делают самоанализ непростым испытанием. Поэтому успешный самоанализ возможен при одном благоприятном условии, прежде чем решиться анализировать себя самостоятельно, нужно пройти психоанализ, чтобы познакомиться с методикой и на собственном опыте узнать, что в анализе ничего не может помочь, кроме безжалостной правды по отношению к себе.

Однако, имеется множество факторов, которые, вне всякого сомнения, делают самоанализ желательным. Самоанализ желателен для тех, кто из-за недостатка денег, времени или места жительства не может подвергнуться регулярному психоанализу. И даже для тех, кто проходит психоанализ, самоанализ мог бы значительно повысить его эффективность, если в интервалах между аналитическими сеансами, а также во время сеансов анализант был бы настроен на активную самостоятельную работу над собой. Кроме этого, люди способные на самоанализ, получают преимущества духовного плана, менее осязаемые, но не менее реальные. Эти преимущества можно обобщенно представить, как увеличение внутренней силы и, таким образом уверенности в себе. Каждый успешно проведенный анализ повышает уверенность анализанта в себе, но здесь есть еще и дополнительное преимущество — завоевание территории исключительно благодаря собственной инициативе, смелости и настойчивости. Этот эффект, достигаемый при самоанализе, проявляется и в других сферах жизни. Найти самому тропинку в горах — не то же самое, что пройти путем, который показан, хотя проделанная работа та же и результат — тот же. Такое достижение вызывает не только законную гордость, но и обоснованное чувство уверенности в своих силах — в своей способности преодолевать затруднения и не теряться без посторонней помощи!

При подготовке статьи использован материал из книги Карен Хорни «Самоанализ».

Комментарии: ( 1 )

Введите сумму чисел с картинки: *


 
Самира

Денис, благодарна Вам за статью - она внесла ясность и стройность в мои представления о разнице между самоанализом и психоанализом. Сказала бы: существенную стройность, что было Важным для меня. С уважением, Наташа

^ наверх ^